Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Памир > |
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва
На Конкурс "Лучшее описание горного района"
Продолжение (Начало здесь) Залай-2005. Рук. А. Джулий. Июль-август. Основная часть нашего маршрута начиналась с ледника В. Кызылсу, но туда нужно как-то перевалить. Самый простой, но довольно длинный, путь использовали альпинисты во время восхождения на п. Курумды. Это примерно от места нашей высадки – на восток, через травянистый бугор и далее к языку ледника В. Кызылсу. К леднику сразу спускаться не надо, а идти левобережными карманами. Сложность этого пути – н/к-1А. Второй по сложности путь – через перевал Транспортный 1А, 4100. Еще за время нашего мероприятия были пройдены перевал Экспедиционный 1А-1Б 4200 (чуть севернее пер. Транспортный), пер. Сырт 1А (через водораздел истоков р. Карасу) и еще один перевал на ледник В. Кызылсу – Карасу 2А. Теперь подробнее. Перевал Транспортный 1А, 4100. Расположен в северном отроге Заалайского хребта, который отходит от хребта между п. Чорку и ТуркВО, и разделяет ледники В. Кызылсу и Пр. Кичкесу. Этот отрог очень разветвленный, и в нем еще ожидают своего прохождения много перевалов. Все выше перечисленные перевалы пройдены в его самой восточной части. Перевал Транспортный расположен южнее в. 4276. Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу).
Рекомендации по прохождению – с запада лучше идти траверсом вдоль отрога, высоко над рекой (вариант 1), т. к. вдоль реки получается более крутой взлет на перевал со снежником и болотом, а траверсом все это обходится по хорошей осыпи. С востока – спуск/подъем непосредственно с перевального цирка, никакие отроги пересекать не надо – это лишь лишняя трата времени. Подъем. От бивака траверсом влево-вверх, в обход выше многочисленных промоин по осыпи 10-20 градусов выходим на перевал. 1 час 35 мин. Спуск вдоль реки налегке занял столько же времени. Вторая ходка на перевал – 1 час 40 мин. Седловина довольно широкая, можно ночевать.
Спуск. На восток – небольшой снежник с карнизом (обходим вправо). Далее можно идти: Время спуска – вариант 2-4) - 1 час 10 мин., вариант 1 – 30 мин. Подъема (налегке) – 1 час 30 мин. (вариант 2-3), 2 часа (вариант 5). На восточном склоне перевала нужны ботинки. Перевал Экспедиционный 1А-1Б 4200, п/п. На самом деле, уже покидая район, мы решили посмотреть маршрут захода альпинистов (рук. Губаев А.), но «промахнулись» и прошли седловину севернее п. 4276. Логики в ней мало, но для прогулок/акклиматизации вполне может подойти, тем более с нее элементарный выход на в. 4276. По времени – на несколько часов дольше, чем заход через Транспортный.
Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу). Пройден с востока на запад.
Подъем. По левобережному карману лед. В. Кызылсу спускаемся почти до языка ледника и выходим к травянистому боковому ущелью. Сворачиваем в него и по траве а затем крупнокаменистой осыпи идем вверх. Не доходя до цирка перевала, начинаем подъем влево-вверх (как оказалось, на боковой отрог) и далее по гребню через вершину или траверсом выходим на седловину. Подъем непосредственно через перевальный цирк проще и быстрее. Время в пути: Спуск. Тр-ос склон, конгломерат, 15-25 градусов, до реки – 1 час. Перевал Сырт 1А 4050.
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, между в. 4304 и 3986, ближе к последней. Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу). Пройден с востока на запад. Подъем. Переправляемся через р. Карасу и поднимаемся на тр. бугор, и далее забирая вверх левее в. 3986 к осыпному гребню, по которому поднимаемся на водораздел. 1 час 45 мин. Спуск – также травянисто-осыпной, прямо вниз довольно круто, нужно идти траверсом влево-вниз и далее к ручью. 25 мин. Перевал Карасу 2А 4380, п/п. Первыми на седловине перевала побывали, предполагаю, англичане во главе с Анатолием Мошниковым из Питера. На седловине они сложили большой тур, без записки. Думаю, что поднимались на него радиально, в период акклиматизации.
Пройден с севера на юг.
Подъем. По руслу ручья затем по моренам подходим под перевальный взлет. 50 мин.
Спуск. Пологий закрытый и открытый ледник (кошки), сброс на языке ледника обходится слева по конгломерату, или справа по льду и морене (мы шли слева). До языка – 35 мин. Перевал Нура 3А 4760 п/п. Расположен в северном отроге Заалайского хребта, который отходит в. Заря Востока, и разделяет бассейны р. Кызылсу (с запада) и Нура (с востока). Отрог на коротком участке тянется на север, а далее разветвляется в разных направлениях и двумя длинными отрогами тянется на восток. Восточнее в. 5068. Соединяет: с севера - лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу), с юга – 1-й лев. приток р. Нура. Пройден с севера на юг.
Взлет – снежно ледовый склон крутизной 25-45 градусов с несколькими сбросами и бергшрундами, 450-500 м. Прямо перед выходом на седловину – большой бергшрунд, обходим справа. Внизу связки, затем движение с промежуточными ледобурами, затем перила. Выходим на гребень на 100-150 м выше седловины. Спускаемся по гребню, перед выходом на седловину – неприятный (грязный) дюльфер прямо в мульду на седловине. Перила – 5 веревок по льду, 60 м простых вдоль гребня, дюльфер 25 м, 70 градусов. Всего 8 часов 45 мин.
Закрытый ледник (связки), затем открытый, далее зачехленный. Множество моренных валов, забираем правее, хотя идеальный путь спуска наметить здесь нельзя. Выходим в узкий конгломератный кулуар-каньон вдоль правого борта, по нему слезаем вниз к реке. Бивак на 3960. 4-5 часов. Здесь уже хронометраж условный, т. к. у нас больной участник. После ночевки вертолетом эвакуируемся в г. Ош. Перевал – не очень сложная 3А, вполне полезная в этом районе.
Ребро в. 6096.
Данное описание предлагается по той причине, что имеющуюся на сегодня информацию по прохождению самого ребра мы считаем довольно скудной, и вполне возможно, что оно окажется полезным для тех, кто соберется в этот район после нас.
Итак, ранний выход, и мы начинаем подъем по осыпи на ребро. Сначала осыпь достаточно стабильна, и метров 100-150 проблем не вызывает, но выше начинает съезжать и движение превращается в неприятное испытание. Поэтому быстро траверсируем в снежный кулуар, который и является наиболее подходящим маршрутом выхода на гребень. Кулуар достаточно широкий, камни, особенно утром, летят редко, поэтому движение в нем достаточно безопасно.
Дальше, собственно, все можно описать одним участком – «комбинированный гребень», т. к. до верхней нашей точки мы его весь провесили, но все же технически он немного различный. Участок 3. Стенка 35-40 м до 70 градусов, в верхней части 20 м ледовый желоб (правда, его еще раскопать надо). Это единственный относительно сложный технический участок на всем гребне.
Участок 4. Комбинированный гребень. После стенки – 2-3 веревки по сильно разрушенному скальному гребню, местами попадаются остатки старых перил из 8-мм-й веревки.
Снега очень много, и каждый день добавляется еще. Идти с рюкзаком первому не получается, соответственно, идти просто в связках не выходит, и мы тупо вешаем перила все дальше и дальше вверх. Темп совсем не быстрый – и отсутствие полноценной акклиматизации ощущается, и погода совсем не балует, и пахать приходится, как тракторам.
В общем, 1-й «перильный» день – 11 веревок, 2-й – всего 5, третий – около 10-ти. И еще пару провесили на завтра, через большой карниз, откуда уже открывался вид на в. 6096, которую до сих пор видно не было. Всего 1200-1300 м, участки 3-4 - 26 часов 40 мин. (Соответствует участкам 8-середина 11 отчета Губаева А.)
Э… На этом наше знакомство с восточной частью Заалайского хребта было грубо прервано. Что сказать? Сожаление все равно осталось. А может и к лучшему – еще придется сюда вернуться. Началось все еще с эвакуации вертолетом. Причин вылета было две – больная участница, и развалившиеся у одного из участников ботинки. В результате – два дня и три ночи «отдыха» в Оше до приезда ботинок, потом повторный заезд в район и выход к ребру. А здесь – новое событие. Место под последний бивак было никакое, мягко говоря… Сбоку от гребня рыть было негде, поэтому срыли узкий и крутой в этом месте гребень – но это лишь на пол палатки. Остальное пришлось «лепить» из рыхлого снега. Так что в итоге палатка стояла на гребне, на таком пьедестале, сверху упираясь в скалу, вниз и на запад – пьедестал и 30-градусные склоны, а на восток – градусов 60. Что это было – стоковый ветер, или какой-то ураган – трудно сказать. На небе – звезды, что в этом сезоне бывало редко… И холод соответствующий. Началось это все в два часа ночи, как удар. Ну, держали ее по очереди, насколько это было возможно. Закреплена палатка была фактически на двух оттяжках, так что трепало ее изрядно. К четырем утра ветер усилился так, что упираясь головами держать стало невозможно, появилось ощущение, что нас потихоньку стаскивает на восток… «Мы съезжаем…» - сказал Вовка. Может быть… В общем, пришлось ее завалить и ждать рассвета… Солнечное утро и ветер… Холодно, и только запаковавшись во всю имеющуюся теплую одежду, удается мерзнуть не сильно. Тент мы собрали, разбираемся с палаткой. Стойки сломаны в трех местах. Под пологом палатки устраивается «кузня», лечим стойки. Часам к 11-ти внутренняя палатка как-то криво, но стоит. Начинаем сборы наверх, разворачиваем тент… Он разорван до конька. Т. е., палатки у нас фактически нет. Взвесив все «за и против», решаем сворачиваться. Хотя в теории можно было попытаться сходить на гору с пещерой. Идти же с такой палаткой дальше было нельзя.
Утром по фирну уходим вниз и к обеду – уже на озере. Далее пошли через перевал Экспедиционный, уже описанный выше. На реке Карасу мы к обеду, а вечером за нами приходит машина – и стартуем в Ош.
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|